Спортивный автомобиль ВАЗ-2105 — «Вихур»


Тюнинг и СССР, на первый взгляд два не совместимых понятие, но это лишь на первый взгляд. Возможно, тюнинг из-за ряда причин не был распространен как сейчас, но он был. Если в 1930е годы самым «тюнингуемым» отечественным автомобилем был ГАЗ-А, в 1950е — ГАЗ М20 «Победа», то в 1980е больше всех доставалось Тольяттинскому «кирпичу» — ВАЗ-2105. Это и ВФТС С. Брундзы, и Талинский ВИХУР. Мы уже как то писали о Lada Sport VFTS, теперь пришло время поговорить о ВАЗ-2105 — «Вихур».

«Вихуровская пятерка» — это серийная, усовершенствованная модель. Облегчена, усилена подвеска, установлен каркас безопасности и некоторые другие доработки. Спортивный автомобиль ВАЗ-2105, подготовленный согласно техническим требованиям к группе А-2/1. Соответственно этому без изменений остаются двигатель автомобиля, трансмиссия и главная передача. Рассмотрим что же доработали и изменили в автомобиле.

Под номерами скрываются следующие изменения: 1 — пружина для домкрата; 2 — спортивное сиденье; 3 — боковые и передние обтекатели; 4 — защита поддона двигателя; 5 — дополнительный стабилизатор поперечной устойчивости; 6 — обод колеса «7»; 7 — полка для инструмента и запасных частей; 8 — втулка дополнительного переднего амортизатора; 9 — усилительная пластина; 10 — дополнительный передний амортизатор; 11 — тахометр и спидометр; 12 — спортивный руль; 13 — рычаг ручного тормоза; 14 — выключатель массы электросистемы; 15 — кронштейны дополнительных фар; 16 — шайба крепления запасного колеса; 17 — каркас безопасности; 18 — замки дополнительного крепления капота; 19 — крепление аккумулятора в багажнике; 20 — дополнительные замки крепления крышки багажника; 21 — дополнительный задний амортизатор; 22 — ремни безопасности.

В кузове автомобиля установлен каркас безопасности, изготовленный из стальных цельнотянутых труб 30ХГСА. Каркас выполнен по схеме А технических требований, т. е. состоит из двух главных дуг, продольных и наклонных стоек. Опорные места дуг и стоек укреплены пластинами, приваренными к кузову. Дополнительная диагональная распорка не является обязательной по техническим требованиям и не устанавливается на серийную продукцию объединения «Вихур».

а — общий вид; б — пластины усиления каркаса безопасности; в — узел стыковки элементов каркаса безопасности; г — основные дуги каркаса безопасности в салоне; д — диагональная распорка каркаса безопасности в салоне;

Она создает определенные неудобства при посадке спортсменов, но повышает безопасность водителя и штурмана при боковом аварийном ударе. Места, предусмотренные для установки домкрата в автомобиле ВАЗ при спортивной эксплуатации оказываются весьма надежными, поэтому более надежна проушина для домкрата. Кроме того, при необходимости быстрой замены колес домкрат, установленный в эту проушину, может поднимать автомобиль для одновременной замены переднего и заднего колеса.


При подготовке автомобиля к соревнованиям по группе А-2/1 разрешается снять заднюю спинку и сиденье, а на их месте разместить специальную полку с карманами для необходимого инструмента, минимума запасных частей. Вместо же стандартных передних сидений устанавливают спортивные сиденья анатомического типа. Такие сиденья обеспечивают спортсменам более устойчивую посадку, предохраняя их от боковых перемещений во время скоростного прохождения поворотов.

Для большего удобства и повышения точности управляющих действий водителя устанавливают спортивное рулевое колесо, диаметр которого меньше обычного. Работу двигателя в этом автомобиле можно контролировать по тахометру и спидометру (до 180 км/ч) с двумя шкалами одометра, одна из которых имеет сброс на ноль. Оба прибора взяты от автомобиля ВАЗ-2106 и устанавливаются в щиток приборов ВАЗ-2105 без каких-либо конструктивных переделок.

При участии в автомобильном ралли нередко оказывается поврежденным трос ручного тормоза (летящими из-под колес камнями или при движении по глубокой колее), поэтому привод ручного тормоза проложен внутри салона. Весь блок предохранителей (основных и дополнительных) установлен в салоне перед рычагом переключения передач, так как при его расположении в подкапотном пространстве крайне неудобно исправлять неисправности электропроводки и заменять перегоревшие предохранители.

Как правило, для участия в авторалли на автомобиле устанавливают две пары дополнительных фар.

Аккумуляторная батарея перенесена в багажное отделение автомобиля, чтобы предохранить ее от повреждений и улучшить распределение массы автомобиля по осям/

Дополнительные замки капота и крышки багажника необходимы для предотвращения самопроизвольного открывания на ходу или в случае аварийной ситуации.

Запасное колесо в спортивном исполнении имеет уширенный диск и не помещается в специальную нишу, поэтому его крепят в багажном отделении иным способом, чем в серийном автомобиле, а в освободившуюся нишу устанавливают второй бензобак для увеличения запаса топлива.

На автомобиле проведены значительные работы по улучшению устойчивости при движении по плохим дорогам. В первую очередь этим целям служит установка дополнительных передних и задних амортизаторов. Нижнюю точку переднего дополнительного амортизатора крепят при помощи кронштейна, приваренного стандартным образом к верхнему рычагу передней подвески (через резиновые втулки), а верхнюю точку — в подкапотном пространстве.

Опыт эксплуатации автомобилей ВАЗ в соревнованиях и выявившиеся при этом некоторые конструктивные недоработки вызвали необходимость дополнительного усиления мест крепления поперечной балки передней подвески к лонжерону кузова, крепления верхней точки переднего основного амортизатора, нижнего рычага передней подвески.

Крепление верхней точки основного заднего амортизатора на стандартном кронштейне в виде консоли также оказалось недостаточно надежным и потребовало дополнительного кронштейна.

Слабым местом автомобиля ВАЗ, проявляющимся при эксплуатации в условиях автомобильного ралли, является недостаточная жесткость балки заднего моста и штанг крепления заднего моста к кузову.

Кроме того, для повышения надежности болты крепления редуктора к балке заменяют шпильками с самоконтрящимися гайками. Дополнительную обработку требуется провести с полуосью, а чтобы сделать более надежным крепление на посадочном месте уширенного диска колеса из сплава «электрон», подвергают дополнительной обработке полуось и болты крепления заменяют шпильками. Для удобства и быстроты замены полуоси в ее фланце дополнительно к двум имеющимся устраивают еще — два отверстия. Благодаря им при отворачивании болтов крепления полуоси к балке моста не надо поворачивать полуось.

Аналогичную замену болтов крепления колеса шпильками производят и на передней ступице.

Поддон двигателя представляет собой прекрасную «мишень» для всех препятствий на дороге и не требует надежной защиты от связанных с этим повреждений. Защита может быть выполнена из дюралевого листа толщиной 5-6 мм и закреплена.

Не забывайте нажимать сердечки и делиться с друзьями, ПОДПИСЫВАЕМСЯ!

Лучший способ выразить благодарность автору - поделиться с друзьями!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту

Следите за обновлениями в Twitter и RSS.



Комментарий